День единого текста

                                                                ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА

 

 

24 октября  по 28 октября 2022 года в 5 а, 5в, 6а, 7аб классах  прошел ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА.

День единого текста – это технология работы с одним и тем же текстом на нескольких уроках в течение одного дня.

ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА – это технология смыслового чтения. Благодаря созданию единого образовательного пространства в школе использование этой технологии позволяет эффективно формировать у учащихся навыки читательской грамотности как необходимого условия развития всех видов функциональной грамотности.

 В этот день у учащихся прошли уроки по особому расписанию. В 4 классе был проведен урок математики, 5 классе были уроки по русскому языку, математике, технологии, биологии. В 6 классе уроки по русскому языку, истории, изобразительному искусству. В 7-х классах – по русскому языку, физике, биологии, географии.

На уроках русского языка под руководством учителя была проведена кропотливая работа с текстом. Учащиеся определили тему и основную мысль текста, выделили главную и второстепенную информацию, провели работу с лексическим значением определенных слов, терминов или понятий.

На уроках математики, физики, биологии, истории и других предметах учителя предложили ученикам определенные задания по прочитанному тексту. Но, чтобы выполнить эти задания, надо внимательно читать текст, «прислушиваться» к каждому слову, потому что или одно слово, или одно словосочетание даст подсказку, поможет решить задачу. Уроки прошли увлекательно, интересно. В конце учебного дня был проведен мониторинг эффективности и результативности реализации образовательного события. Учащиеся выполнили диагностическую работу по выявлению уровня читательской грамотности.

После таких комплексных работ с текстом (на разных уроках) у учеников повышается   мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития читательской компетенции школьников, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр - это текст. Ученики учатся внимательно читать текст, прислушиваться к каждому слову не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.

День единого текста Результаты мониторинговых исследований (в частности, PIRLS и PISA) свидетельствуют о том, что чем старше становится российский школьник, тем ниже его уровень понимания текста. Главная причина – слабая системная работа с текстом в основной школе. В рамках реализации Всероссийского Проекта по внедрению Модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке с целью формирования читательской грамотности обучающихся в нашей школе проводится «День единого текста». «День единого текста» – это организационно-педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. День единого текста – это одна из технологий смыслового чтения как механизма формирования читательской грамотности через различные педагогические технологии: • развитие критического мышления через чтение и письмо; • коллективный способ обучения; • проектную деятельность и другие. В этот день все уроки по расписанию (или фрагменты уроков) по выбранным предметам и классам посвящены решению различных заданий, основанных на материале единого текста. Систематическая работа с текстом позволит повысить качество читательской грамотности учащихся и в целом их информационную культуру. Смысловое чтение - такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Правила выбора текста: тексты лучше подбирать научно-популярного, учебно-популярного или публицистического стиля соответственно возрасту; текст не должен быть большим, иначе с ним трудно будет работать; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами, поскольку это затруднит нахождение нужной информации, но можно внести, если необходимо, дополнительные сведения в виде дат, понятий, терминов, слов и т.п. (при условии, что их в основном тексте не было и они могут стать источником информации); текст должен содержать не прямые указания на ответы, а подсказки, заключённые в словах, словосочетаниях, таблицах и т.п.; выбранные тексты необходимо обсуждать на метапредметном совете или объединении или команде учителей-предметников и библиотекаря

Документы

Методические рекомендации по проведению образовательного события «День единого текста»
Методические рекомендации по проведению образовательного события «День единого текста»
Методические рекомендации по проведению Недели детской книги «Увлеченные чтением»
План – конспект урока по математике, проводимого в рамках Дня единого текста
Приказ о проведении недели детской книги и Дня единого чтения
План и Анализ Недели детской книги